Беседы с новоначальными до и после крещения
ПЕРВАЯ БЕСЕДА
-Я имею мою собственную религию; я хочу повиноваться Богу, а не человекам. К чему мне Церковь и все ее уставы?
- Что это за собственная религия, которой ты намерен держаться? Не значит ли это, что ты хочешь жить в своеволии? Исполнять только те религиозные обязанности, которые не тягостны для твоей лености и невоздержания? Упражняться только в тех добродетелях, к которым чувствуешь наклонность, и отвергать те, которые трудны и противны страстям твоим? Такая религия не возродила бы мир в жизнь новую, духовную. Христианин, поступающий так, по имени только отличался бы от язычника. Такой религией, друг мой, нельзя угодить Богу, Который требует от нас прежде всего смирения и самоотвержения; нельзя быть верным последователем Иисуса Христа, Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Ты хочешь повиноваться Богу, а не человекам.
Да как же ты это сделаешь, если Сам Христос сказал; Апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16) Это сказано ,не об одних Апостолах, но о всех, которые через непрерывное рукоположение от них прияли власть вязать и решить, чему подтверждением служат слова Христовы, когда молит Он Отца об учениках и продолжает: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17,20-21). И, вознесясь на небо, Господь сказал: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28,20). Теперь ты понимаешь, что должно повиноваться и человекам, то есть Церкви, учрежденной Самим Христом! ¶ Ты говоришь: "К чему Церковь и все ее уставы?
На это достаточно было бы ответить, что Господь Сам учредил ее, следовательно, это было нужно. Нo я постараюсь объяснить это тебе подробнее. Учреждение Церкви необходимо было для сохранения во всей чистоте учения Христа и Его Апостолов. Оно, без сомнения, скоро бы изменилось, если бы всякий имел право объяснять по-своему Священное Писание и догматы, на нем основанные, принимать или отвергать предания и самопроизвольно уклоняться от постановлений и порядка, необходимого во всяком благоустроенном обществе. Это и было делом Святой Соборной и Апостольской Церкви - учредить этот необходимый порядок.
Священное Писание требует объяснения, ибо, как говорит Апостол: Буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3,6). Сами, отцы вселенские, с великим трудом и глубокими Взысканиями, объясняли изречения Священного Писания. Отдельный же человек может придать ошибочный смысл некоторым изречениям, как то и делали ересиархи, основывавшие свои заблуждения на каком-нибудь отдельном тексте. Кто же опровергнет с силою и властию ложное учение, если не Святая Церковь, которая не может ошибаться, потому что озаряется Духом Святым. Господь Иисус Христос основал Церковь, избрав Апостолов и дав им власть вязать и решить. Он по Воскресении Своем являлся им многократно в течение сорока дней, беседовал с ними и отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24,45). Его Божественные уста изрекли: Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10,20). Кто принимает вас, принимает Меня (Мф. 10,40). Приняв такую власть от Господа и право рукополагать епископов и пресвитеров, Апостолы везде учреждали Церковь, предписывая верным повиновение: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших (Евр. 13,17). Апостолы дали уставы Церквам, не только написанные в посланиях их, но также и устное, сохраненные в Священном Предании их учениками. Сии Священные Предания имеют начало от Самого Иисуса Христа, научавшего тайнам Царствия Своих Апостолов. Многое, принятое от Христа, было передано устно Апостолами верным ученикам своим. Следовательно, Священные Предания равную имеют силу со Священным Писанием.
Достоверность же Священных Преданий подтверждается и тем, что вся Соборная Церковь по тщательном рассмотрении приняла их, а Церковь Соборная заблуждаться не может, потому что она есть, по слову Апостола, столп и утверждение истины (1 Тим 3,15). Церковь имеет обетование Господне, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18). На Вселенских Соборах великие отцы Церкви, прославленные святостью жизни и глубокою мудростью, обсудили и утвердили канон Священного Писания, Священное Предание, догматы Веры, уставы и порядок церковный. Следовательно, правила, ими установленные и принятые всею Вселенскою Церковью, имеют неоспоримую силу закона; и отмечающие их отметаются Самого Христа! Вселенские Соборы имели по всей справедливости право судить и низлагать патриархов и епископов; им одним могла принадлежать непогрешительность, которая не может быть свойственна никакой отдельной личности. Понимаешь ли ты теперь, что тот подобен язычнику, и мытарю, кто преслушает Церковь (Мф. 18, 17), едину Святую Соборную и Апостольскую, которую мы исповедуем в Символе веры.
ВТОРАЯ БЕСЕДА
- Я верю только тому, что понимаю, как же мне верить Таинствам религии?
- Тогда ты не должен верить ничему в мире, даже тому, что ты живешь, что ты чувствуешь, понимаешь, мыслишь и прочее, потому что тебе невозможно вполне постичь и объяснить ни одного из этих явлений. Действительно, скажи мне, что такое жизнь? Скажи, кто из ученых понял вполне причину и цель всех явлений природы? Или возьми такую обыкновенную вещь, как сон. Что это такое? Отчего во время сна уши, оставаясь открытыми, как и во время бодрствования, уже более не слышат ничего? Как и отчего мы просыпаемся? А что такое скорбь, радость, гнев, любовь?
Попробуй объяснить мне все это и многое другое не набором вероятностей и не только звучанием слов. Невозможно! А все это однако же неоспоримо существует. Все - тайна в мире и в самом человеке. И ты хочешь постигнуть Того, Кто создал все это - непостижимое для тебя! Не разумея твари, ты хочешь уразуметь Творца. Не понимая того, что имеет пределы, ты хочешь постигнуть бесконечное. Ты не понимаешь былинки, насекомого -а хочешь постигнуть Бога и все Его откровения! Не убеждаешься ли ты, наконец, что такое дерзновение нелепо и безумно. Как и в природе, в религии - все тайна. Это и есть печать великих дел Божиих!
Тайна есть истина, которой существование для нас очевидно, но которую постигнуть мы не в состоянии. Таинства веры подобны солнцу: непроницаемы в существе своем, они озаряют и животворят тех, кои шествуют во свете их в простоте сердца; они ослепляют только дерзновенных, желающих проникнуть в них. Таинства превыше разума, но не противоречат разуму; а в этом есть великая разница. Разум собственными силами не постигает истину, в них сокрытую; но он не находит также, чтобы истина была невозможна. Так, например, я не постигаю, как Высочайшее Существо может не иметь начала и присутствовать везде. Но я не вижу вовсе, чтобы это было невозможно или заключало в себе противоречие. Также и в Таинстве Святой Троицы: я не постигаю, как одно естество нераздельно в трех лицах; но я не вижу, чтобы это противоречило Божественной истине и было невозможно. Три лица в одном лице не сообразуется с истиною лишь по человеческим меркам.
Три лица Святой Троицы единосущно и нераздельно един Бог - и я верую, хотя не постигаю такого высочайшего Таинства. Один из великих отцов Церкви указал нам в природе нечто подобное, сколько-нибудь могущее передать нам понятие о беспредельном: мы видим в солнце три различных свойства: свет, теплоту и округлость; каждое из этих свойств различно, а вместе они составляют одно солнце. Так можно сказать и о Таинствах Воплощения, Искупления, Евхаристии и всех Таинствах веры. Я утверждаю, что Таинства веры, хотя и превыше разума, но не противоречат разуму. Вера есть помощь и подпора; разуму - свет, озаряющий и оживляющий душу. Вера для разума есть то же, что телескоп для глаза: с помощью телескопа: глаз видит то, чего не может видеть сам по себе. Неужели ты скажешь, что телескоп противоречит зрению? Подобно тому и вера: она предоставляет разуму заниматься исследованием всего, что доступно рассуждению; но там, где естественные силы разума изнемогают, там вера указует ему истины-новые, сверхъестественные, Божественные. Я знаю, что Таинства веры существуют, потому что в том убеждают меня достоверные свидетели: Иисус Христос и Его Церковь. Ты видишь, что вера моя в Таинства христианские есть вера разумная; рассудок сказал мне: "Эти свидетельства истинны; они не могут ни обмануть тебя, ни сами заблуждаться. Они принесли тебе истину с небес!" Могу ли я, не погрешив против рассудка, не верить этим свидетельствам? Только жалкая слабость ума и гибельная гордость могут заставлять человека верить лишь тому, что он может постигнуть!
ТРЕТЬЯ БЕСЕДА
- Я хочу следовать одному Евангелию и держаться только первобытного христианства
-Друг мой! Не слишком ли ты много на себя берешь? Ты хочешь следовать одному Евангелию - чего же лучше? Больше этого никто от тебя потребовать не может. Но изучил ли ты Евангелие? Понял ли, какой чистоты требует Господь от Своих последователей? Самые величайшие из святых долго и много трудились, чтобы приобрести ее; и только получив испрашиваемую горячими мольбами благодать Божию, они достигали святыни, но никогда не хвалились, что совершенно исполнили все заповеди Евангельские.
Вникни в эти священные заповеди, и ты увидишь, например, что не довольно простить врагам, поведено любить их; недостаточно подавать милостыню, надобно, чтобы левая рука не знала, что творит правая, что означает - и мысленно не должно любоваться своими добрыми делами; недостаточно иметь безукоризненное поведение, надобно, чтобы и око не взирало с вожделением.
Надобно нести крест, то есть с покорностью принимать все скорби, которые будут ниспосланы; надобно отвергнуться себя, то есть бороться со страстями, умерщвлять плоть, воюющую с духом, не позволяя ей никаких излишеств; надобно следовать за Христом, то есть подражать всеми силами Его Божественному примеру.
Легко ли это - достигнуть всего того, а ведь это необходимо каждому христианину? Как же ты говоришь так решительно, что хочешь следовать одному Евангелию? Да разве от тебя требуется что-нибудь еще большее? Ты хочешь держаться первобытного христианства? Но что ты под этим разумеешь? Если говоришь о вере первых христиан, то они веровали всему, чему учит нас верить наша Святая Православная Церковь, которая сохранила неизменно все учение Апостолов. Если разумеешь под этим Богослужение и образ жизни первых христиан, то - увы друг мой, это ни тебе, ни мне не под силу! Первые христиане жили единственно для Христа; любили Его превыше всего, соблюдали слово Его с таким самоотвержением, что расточали имение свое на благотворения, проводили большую часть дня и ночи в молитве и в посте; вели жизнь такую чистую и святую, что могли всякий день приобщаться Святых Тайн; и, наконец, они с радостью стремились на ужасные мучения и смерть за возлюбленного своего Господа и Учителя! Скажешь ли ты после этого, что первобытное христианство доступно для тебя? Не уразумеешь ли ты, что чадолюбивая матерь твоя, Православная Церковь требует от тебя отнюдь не более, а гораздо менее того, что исполняли и поныне еще исполняют подобные тебе люди из горячей любви к Богу!
ЧЕТВЕРТАЯ БЕСЕДА
- Люди испортили дело Христово, а я хочу очищенной религии. -
Кто же эти люди, испортившие дело Христово? Уж, конечно, не те отцы Вселенские, святости и мудрости которых удивляется весь мир. Эти великие мужи, исполненные даров Духа Святого, прославленные даром чудотворений, исповедники Христовы, великие подвижники, просвещенейшие люди - могли ли они испортить дело своего Господа и Учителя, закону Которого поучались день и ночь? Еще замечу тебе, что испортить дело Христово не в силах человеческих, по слову Господа о Церкви своей: и врата ада не одолеют ее. Много уже различных ухищрений изобретал ад против нее; но она стоит непреклонна и недвижима, потому что основана на твердом камне, исповеданном Петром. Камень сей есть Христос, Сын Бога Живого! Знаешь ли ты, кто действительно портит дело Христово? Это - нововводители - люди, дерзающие думать, что они призваны очистить религию. Таковыми были все ересиархи, от ариан до лютеран и до бесчисленных сектантов наших дней, которые довели свою очищенную религию до того, что в ней нет более Духа Христова, а оставлено только для приличия одно имя Его, Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор. 1,20)
От кого, скажи мне, получили они право пересозидать Церковь Апостольскую и Соборную? Чем доказали они, что не являются самозванцами? Святостью ли жизни, даром ли чудотворения, подобно Апостолам? Господь, говоря о лжеучителях, дал нам средство отличать их от истинных учителей: По плодам их узнаете их (Мф. 7,16). Известно, что вместо плодов святыни, нововводители явили гордость, честолюбие и раболепство страстям. И такие-то личности дерзали касаться дела Христова, дозволяли себе объяснять самопроизвольно Слово Его! Мы бы поистине дивились тому, что такие учители могут находить себе последователей, если бы не знали, что они поблажают худшим наклонностям природы человеческой, которым Евангелие и Церковь повелевают противоборствовать! И действительно, посмотри, в чем состояли их преобразования. Не думаешь же ты, что они, допустив послабления в Церкви и уклонения от древней строгости правил, имели в виду возвести Церковь на прежнею высоту? Нет! Они только говорили это, а на самом деле отвергли все, что стесняло своеволие человеческой природы, все, что смиряло ум верующих в послушание Христово. Они отвергли Таинства, которые им не нравились, Богослужение, которое казалось им утомительным, посты, неприятные для их ^чувственности, и другие узаконения Церковные, основанные на Слове Христа и Его Апостолов. Такого ли рода очищения в религии ты желаешь? Ужели, друг мой, ты готов скорее верить тем волкам хищным, ходящим в одеждах овчих, от которых остерегает нас Христос, нежели Его Апостолам и верным их последователям которые были лучшие из людей? Знаешь ли, что говорит Апостол Павел: Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим. 8,5-7).
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 17-18).
ПЯТАЯ БЕСЕДА
- Не все ли равны вероисповедания христианские? Как узнать между ними истинную Церковь Христову?
- Как же могут быть равны все вероисповедания христианские, если они противоречат одно другому и в догматах, и в понимании Священного Писания, одним словом - в самых существенных вещах? Истина одна и непреложна; в ней не может быть двух сторон. Рассуди, может ли быть все равно - исповедать вместе с Соборною Апостольскою Церковью, что Христос есть Бог, или верить вместе с арианами, что Он только человек? Все ли равно - исповедать в Символе веры Духа Святого от Отца исходящего, как исповедовали Апостолы и вся Вселенская Церковь, или прибавлять вопреки ясным словам Христовым, вместе с Западною Церковью-"и от Сына", чего никогда не находилось в древнем Символе веры? Все ли равно - признавать со Вселенскою Церковью семь Таинств или только два с лютеранам, или вовсе отвергать их вместе с реформатами? Все ли равно - веровать в Святейшей Евхаристии истинному Телу и Крови Христовой или видеть в ней только символ и воспоминание? Все ли равно - иметь иерархию, в непрерывной последовательности продолжающуюся через рукоположение от Апостолов, или не иметь ее? Все ли равно - иметь Литургию, утвержденную Вселенскими Соборами, или не иметь ее? Все ли равно - признавать единого Христа главою Церкви и основным камнем, на коем Он создал Церковь Свою, как объясняли слова Христовы все отцы Вселенские (и между прочими западные учители Амвросий Медиоланский и блаженный Августин), или говорить с Римскою Церковью, что папа - глава Церкви, что он выше Соборов Вселенских?
Скажи, может ли все это быть одинаково истинно? "Как же узнать, - спрашиваешь ты, - между всеми истинную Церковь Христову?" На это есть правило очень простое и ясное. Истинная Церковь Христова есть та, которая непрерывным преемством рукоположения происходит от Апостолов, содержит неизменно все, что передали Апостолы и утвердили семь Вселенских Соборов, Только таковая Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15); Она имеет обетование Господне, что врата ада не одолеют ее (Мф 16,18). Такова была течение восьми веков вся Церковь Вселенская. Это единство расторглось властолюбием пап Римских в IX веке, когда они, получив от варваров светскую власть, захотели еще присвоить себе преобладание духовное над равными им патриархами.
Тогда в отпадшей Римской Церкви начались изменения древних уставов Соборных, составление новых догматов и явились те соблазны, которые стали, наконец, причиною раскола самой Западной Церкви. Рассмотрим с тобой признаки, удостоверяющие несомненно, что Восточная Церковь, к которой принадлежит и наша Русская Церковь, осталась верною Православию.
1. В Восточной Церкви сохранилось непрерывное преемство рукоположения, происходящее от Христа и Апостолов.
2. Она содержит неизменно все, что передали Апостолы и утвердили семь Вселенских Соборов. Она не позволила себе ни малейшего изменения или нововведения не только в догматах веры, но и в богослужении. Она исповедует Символ веры Никейско-Константинопольский, без прибавлений или сокращений.
3. Она объясняет Священное Писание - как объяснили его отцы Вселенские и утвердили Вселенские Соборы.
4. Она признает главою своею единого Господа Иисуса Христа. Ее пастыри, не стремятся к преобладанию; в гражданском отношении они покорны власти предержащей, как повелел Христос и Апостолы; но, вместе с тем, они бдительно стоят на страже Православия.
5. Восточная Церковь приемлет и преподает семь Таинств по уставу Вселенскому. Она имеет Литургию, утвержденную Вселенскими Соборами; она в Святейшей Евхаристии преподает своим верным истинные Тело и Кровь Христовы.
6. Она сохранила древний иерархический порядок: ее епископы избираются из монашествующих по правилам Соборным, а ее священники единобрачны по уставу Апостола Павла.
7. Восточная церковь чествует и молит Пресвятую Деву Богородицу, как Матерь Господа своего и заступницу рода христианского.
Церковь чтит и молит святых Ангелов и всех святых, как ходатаев наших пред Господом. Она почитает святые иконы и мощи святых угодников Божиих; она содержит все посты по учреждению Апостолов и Вселенских Соборов; она творит память об усопших при Бескровной жертве, ведая, что тем самым приносит великую пользу душам их. Вот краткое изложение главных признаков, удостоверяющих, что Восточная Церковь есть Единая, Святая, Соборная и Апостольская Поистине, ты сам можешь видеть, что врата ада не одолеют ее! Посмотри, как стоит она непреклонна и недвижима среди развалин царств и под гнетом варваров, не требуя для утверждения своего светской власти ибо верит Слову Господа своего, изрекшего: Царство Мое не от мира сего (Ин.18,36). Будем помнить, что мы ничем не заслужили счастья родиться в недрах Православной Церкви, и что кому дано много, от того много и взыщется!
ШЕСТАЯ БЕСЕДА
- Чествование икон не есть ли идолопоклонство?
- Не бойся никогда погрешить, следуя уставам Православной Церкви! Страшись, напротив, верить тем, коих премудрость буйство у Бога есть (1 Кор, 3, 19). Путь их опасный и скользкий; вернее следовать за великими отцами Вселенскими, которые мудро исследовали все, что постановили.
Если Моисей и священники, преклоняя колена и молясь Господу пред ковчегам; кадя пред ним фимиамом и огнь возжигая, не были идолопоклонники, если люди израильские, кланявшиеся Богу, в столпе огненном являвшемуся и взиравшие на медного змия, который был прообразом Спасителя на Кресте, не были идолопоклонниками, то и православных христиан нельзя назвать идолопоклонниками, когда они покланяются Богу и святым Его в их изображениях, возжигают свечи и честь Первообразного! Церковь христианская приняла чествование святых икон от ветхозаветной Церкви; и что еще важнее - от Самого Иисуса Христа, пославшего изображение Божественного Лика Своего царю - Авгарю Эдесскому.
Из Священного Предания известно, что еще святой Евангелист Лука изобразил на иконе Пресвятую Богородицу с Предвечным Младенцем. Мы почитаем святые иконы не ради вещества их или художества, но потому, что они суть знамение воспоминательное священных предметов. Мы внимаем слову Царя-пророка: Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем (Пс. 5, 8).
Поклоняйтесь подножию Его: свято оно! (Пс. 98,5). Почитая иконы, мы не боготворим их. Кланяясь образу, мы ум и сердце возводим на Первообразное. Даже в самом Животворящем Кресте Господнем мы не веществу или числу оконечий его поклоняемся, но Христу на нем распятому, Так научили нас отцы вселенские.
Седьмой Вселенский Собор, предав анафеме не почитающих святых икон и называющих их идолами, в равной мере отлучил и тех, которые боготворят святые иконы. Бесчисленные чудеса от святых икон подавались верующим во все времена. Как же не верить им, когда они утверждены Церковью, которая так тщательно и благоразумно испытывает справедливость свидетельств 6 таковых явлениях? Вспомни о Моисеевом жезле, творящем чудеса, о купине, горящей и несгораемой, о змии медном, исцеляющем уязвленных. Вспомни, что тень Апостола Петра одним осенением своим приносила исцеление, что платки и опоясания с тела Апостола Павла прогоняли всякий недуг.
Подумай, почему же нельзя Всемогущему Богу сделать святые иконы священными сосудами, через которые Он проливает благодать на верующих и смиренных сердцем? Оставь же, друг мой, все лжемудрования! Невозможно познавшему Христа сделаться идолопоклонником, уважая и любя священные изображения. Будем же бояться другого - опаснейшего внутреннего идолопоклонства - нашей гордыни, сребролюбия, невоздержанности и других страстей. Это они те кумиры, которым не только не надобно поклоняться, но которых надобно непрестанно сокрушать внутри себя.
СЕДЬМАЯ БЕСЕДА
- В современном мире трудно верить чудесам.
- Тем хуже для тех, которые не верят истинным чудесам, засвидетельствованным Церковью! Их неверие вовсе не помешает тому, чтобы чудеса были, есть и будут. Не странно ли, что люди верят историкам светским и даже языческим, а не хотят верить историкам церковным и свидетельствам, принятым Святой Церковью. Конечно, теперь стало менее чудес, нежели было в первые времена христианства. Причина этому понятна: нужны были великие чудеса для утверждения веры христианской во всем мире. Необходимы были поразительные знамения, чтобы удостоверить столь чувственных язычников и столь упорных иудеев в Божестве Иисуса Христа Распятого, в истине Его учения, столь противоположного их закоренелым убеждениям, и в послании на проповедь Апостолов. И мы, "не видевшие", веруем, потому что обращение всего мира есть для нас непрестанное чудное свидетельство истины Христианской веры. И в наши времена бывают чудеса, потому что они бывают нужны для утверждения колеблющейся веры нашей. Россия видели много таких знамений благоволения Божия к себе! Не верить чудесам невозможно. Но весьма важно не увлекаться никаким суеверием и почитать несомненными только те чудеса, которые признаны Церковью. Заметь, что те умствователи, которые отрицают истинно чудесное, по большей части сами - суевернейшие из людей в своей обыденной жизни! Повторяю, что вместе с истинною верою, христианину должно соблюдать и мудрую осторожность.
Иисус Христос сказал, что при кончине мира восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24,24). Имея это предостережение, мы должны быть осмотрительны. Но есть способ различит истинные чудеса от ложных мечтаний: истинные чудеса всегда бывают во славу Бога и на пользу человекам; а ложные мечтания имеют целью погублять и противиться разуму Священного Писания. Во всех же сомнительных случаях самое верное для нас прибежище есть авторитет Святой Церкви
ВОСЬМАЯ БЕСЕДА
- Богу не нужны мои молитвы: Он знает Сам, что мне надобно и без моей просьбы
- Это правда, друг мой, но из этого не следует, что можно не молиться Богу. Богу нужны, конечно, твои молитвы; твои славословия не прибавят ничего к Его неизменному блаженству, но Он повелел тебе молиться, Он требует от тебя славословий, поклонений, благодарений и молений, потому что ты - Его творение, и не можешь обойтись без молитв, не впав в крайнюю неблагодарность. Бог имеет полное право на мысль твою, которой Он источник. Он дал тебе сердце и имеет право на сердечную любовь твою. Он Хочет, чтобы эту любовь ты изъявлял Ему добровольно и охотно. Бог знает все твои нужды; это справедливо, и, конечно, не для уведомления Его о них ты должен представлять их в молитве. Но это велено тебе, для того, чтобы ты не терял из виду своей немощи, неспособности обойтись без Его Божественной помощи. Велено тебе молится, чтобы ты вспоминал непрестанно о своей зависимости от Него.
Для себя самого велено тебе молиться! Бог хочет, чтобы ты молился, потому, что достойно и праведно есть покланяться Господу Богу твоему, помышлять о Том, Который непрестанно печется о тебе, любить Того, Который есть твое верховное благо и твой Всемогущий благотворитель, наконец, потому что добро полезно и необходимо молиться! Что может быть возвышенее и сладостнее молитвы! Она есть благороднейшее занятие для человека в этой жизни; она облагораживает все наши прочие занятия.
Молитва есть возношение мысли человеческой к Богу, соединение сердца человеческого с Всесовершенным Богом, Который один может наполнить его. Это беседа сына с возлюбленным Отцом; благодарение, приносимое помилованным преступником своему Спасителю; обращение немощного грешника к Богу, изрекшему: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6,37). Молитва есть лучшее утешение во всех скорбях наших; она есть для сердца нашего сокровище мира, которого похитить у нас никто не может; потому что молитва действует в глубине души, любящей Бога.
Молитва теплая и смиренная столь сладостна для сердца, что, поставив нам ее в обязанность, Господь тем обеспечил наше истинное счастье. Потому-то Спаситель наш пришедший на землю, чтобы соделать нас добрыми и счастливыми, ничего столько не повелевал, как молиться непрестанно, неутомимо, терпеливо и приучать душу свою помышлять непрестанно о Боге и любить Его превыше всего! Молитва есть прочное основание жизни христианской; ею получается благодать, изменяющая и возрождающая душу и сердце человека. Молись же от всего сердца, не устами только, но из глубины Духа. Начинай день и кончай его молитвою, чтобы освящались все дела твои и чтобы были прощены проступки твои.
Молись в печалях, в опасностях в искушениях. Молись, когда ты согрешил, чтобы получить отпущение грехов. Присоединяй молитву ко всем ежедневным занятиям твоим; с нею ничто не будет маловажно: и ничтожно пред Богом; с нею ничто не потеряно для спасения. Ты будешь добр и чист, если будешь упражняться в молитве; она научит тебя всему. Твое сердце будет мирно среди бедствий жизни ты будешь чувствовать ту внутреннюю радость, которая услаждает всякую горесть. Когда же время испытания твоего прекратится ты пожнешь плоды верности твоей. Добрый и верный раб, скажет тебе Христос, - в малой ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего (Мф. 25,23).
ДЕВЯТАЯ БЕСЕДА
- На что молиться святым? Бог и без них может спасти нас.
- Правда, спасти нас может един Бог. Но стоим ли мы того, чтобы Он спас нас? Исполняем ли мы заповеди Его? Любим ли мы Его так, как должно любить своего Творца и Спасителя? Если мы любим Бога, то должны любить Его Пречистую: Матерь и друзей Его - святых, которые всю жизнь свою посвятили служению Ему, терпели страдания за Него, жертвовали Ему всем и так угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения как в жизни своей, так и по смерти. Как же возможно не прославлять святых, когда Священное Писание говорит: Хвалите Бога во святых Его (Пс. 150,1). Слава сия будет всем преподобным Его (Пс. 149, 9). Память праведного с похвалами (Прит. 10, 7).
В Евангелии сама Преблагословенная Богородица глаголет: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Если мы чувствуем свою греховность, и свое недостоинство пред Господом, то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему. Мы видим из Священного Писания, сколь полезна нам молитва святых. Сам Бог глаголет: Идите к рабу моему Иову и... помолится о вас. (Иов. 42, 8).? И Апостол пишет: Много может молитва праведного (Иак. 5,16). Если Апостол Павел просил верных молиться за него (1 Сол. 5, 25; Кол. 4, 3) и почитал это нужным для себя, то тем более для нас грешных, необходимы молитвы святых.
Еще из Ветхого Завета мы знаем, что Ангелы всегда были помощниками человекам и что их призывали они в молитве. Так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих (Быт, 48,16). Как же нам не молить этих добрых помощников - Ангелов Хранителей, которых дает нам Бог? Если Ангелы слышат молитвы верных, то, конечно, слышат нас и святые угодники Божии, ибо Господь сказал: Сподобившиеся достигнуть того века... равны Ангелам (Лк. 20,35-36). Апостол Петр обещал верным молиться за них по кончине своей. В Апокалипсисе Апостол Иоанн пишет: Двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5,8). Все праведные мужи Ветхого Завета, которым являлись Ангелы преклоняли колена пред ними с благоговейным почтением. Тем же заблудшим, кто не понимает, почему мы преклоняемся при молитве к святым, надобно объяснять, что есть два рода поклонения, признанных Вселенскою Церковью: одно есть поклонение и обожание, принадлежащие Единому Богу; другое есть поклонение благоговейного почитания, воздаваемое святым, которых мы молим предстательствовать за нас пред Богом. Все тексты Священного Писания, которые неверы приводят против этого другого поклонения, относятся только к тому, что не должно боготворить святых; и мы это очень хорошо знаем, ибо седьмой Вселенский Собор, утвердивший признаваемое от начала всею Церковью чествование святых, вместе с тем осудил тех, которые святых "яко боги призывают". Точно также, еще в Ветхом Завете мы видим почитание мощей святых.
В книге Исхода читаем, что Израильтяне вынесли с собою из Египта кости Иосифовы; а в четвертой книге Царств читаем, что мертвец был воскрешен прикосновением к мощам Пророка Елисея. В Евангелии же Христос укорял фарисеев не за то, что они украшали раки праведных, но за то, что делали это лицемерно, как и другие добрые дела, о которых там же упоминает Господь (Мф. 23).
Почитание святых мощей было так великому древних христиан, что они при гробах мучеников предпочитали устраивать церкви свои. Поэтому и мы, православные, соблюдаем повеление седьмого Собора, чтобы не освящать храмов иначе, как полагая частицы мощей мучеников в антиминсы или под престолом. Святой Амвросий Медиоланский говорит так о мощах: "Почитаю в теле мученическом восприятые за имя Христово язвы; почитаю в персти семена вечности; почитаю тело, которое меня наставляет любить Господа, которое меня научает не бояться умереть за Господа!" Поистине несчастны те, которые из суетного мудрования лишают себя ходатайства святых друзей Божиих! И стократ несчастнее те, которые не чтут, не молят и не любят Пресвятой Девы Богородицы, Которую Господь избрал в послужение Тайне Своего воплощения. Избрал в Матерь Себе, в хранительницу Своего младенчества, в свидетельницу Своей Божественной жизни и крестной смерти. И по Успении Ее вознес в сливу небесную с плотию, как предрек еще Давид: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоей (Пс. 131,8).
Несчастные эти в ослеплении своем не исполняют завета Матери Божией: Отныне будут ублажать Меня вое роды (Лк. 1, 48) и лишают себя всемощного заступления Той, которую Церковь называет огненным престолом Вседержителя. Красноречиво говорит об этом один из пастырей Церкви: "Огнь Божественный, свет благодатный так проникнул все Ее существо, что Она соделалась Сама сим, в трепет приводящим таинственным огнем, и учинилась вся святостию очистительною для всех, притекающих к Ней с верою и любовию". Умоляю тебя, друг мой, не внимай пустым и вредным мудрованиям нововводителей, не оскорбляй Бога холодностью к святым Его!
ДЕСЯТАЯ БЕСЕДА
- Мне некогда!
- Однако же ты находишь время питать тело для поддержания временной жизни своей! Но скажи, что важнее: тело или душа? Если ты признаешь душу лучшею частью самого себя, то делай для души хотя бы то, что ты делаешь для тела. Ты находишь время для заботы о бренном теле, а не имеешь времени для попечения о бессмертной душе своей! Я скажу тебе словом. Христовым: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16,26), Потому-то более всего, даже более смерти, страшись погубить душу свою! Вера христианская дает жизнь душе, соединяя ее с Богом - источником жизни; а ты говоришь: "Мне некогда исполнять христианские обязанности!" Ищи время и найди его во что бы то ни стало, найди вопреки всему в мире! Никто в мире не имеет права лишать тебя этого времени; никакая власть, никакая тварь не вправе похитить у тебя вечное спасение души твоей; и если бы кто осмелился посягнуть на то, ты должен руководствоваться словом Апостольским: Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4,19).
Ты говоришь: "Мои занятия, мое положение препятствуют мне заботиться о спасении души". Да правда ли это? Подумай хорошенько. Если ты, обдумав, все же скажешь: "да", то я отвечу тебе так: "Должно оставить эти занятия и избрать другие!" Жизнь проходит скоро, а вечность пребывает бесконечно. Потому-то мысль о вечности Должна преобладать над всем прочим!" Но скажу тебе решительно, что нет, того положения, в котором невозможно было бы спастись, Может быть трудно, но невозможности нет! Будем откровенны: рассмотрим; правда ли, чтобы ты не мог спастись, живя по Христиански в твоем положений и при твоих занятиях. Препятствуют ли они тебе помолиться утром и вечером со вниманием и усердием? Мешают ли они тебе в течение дня возносить твое сердце к Богу, приносить внутреннюю молитву, представлять Ему твои труды, твой лишения, скорби, искушения и просить у Него помощи и силы? Препятствуют ли они тебе покоряться безусловно воле Божией, смирять сердце и ум, любить ближнего и помогать ему по силам, очищать себя покаянием сердечным?
Есть ли такие занятия, при которых человек не может прийти в Церковь, или, когда душу его тяготив грезе, прийти к священнику и получить от него разрешение и наставление? По совести ты знаешь, что всегда найдется время на то, чего сильно хочется. Надобно только хотеть доброго и хотеть постоянно. Не говори же, что тебе некогда поступать по-христиански. Это значит обманывать себя и других. Истинное христианство состоит не столько во внешних проявлениях, сколько во внутреннем служении Богу духом и истиною. Ты можешь cказать, что у тебя нет столько времени и возможностей, сколько желательно было бы иметь. Положим, что, это так, но ведь Бог требует сердечного расположения и доброй воли. Не нужно большого досуга, чтобы любить Бога и ближнего, чтобы бороться с худыми наклонностями и раскаиваться в своих грехах, чтобы помолиться утром и вечером, почитать или послушать Евангелие и отстоять обедню в воскресный день или праздник. Другие же делают это и гораздо более того, несмотря на свои важные занятия и труды. Делай и ты то же с искренней доброй волей и будешь добрым христианином. Помни, кто не даст Богу своего времени, того Бог лишит Своей, блаженной вечности!
ОДИННАДЦАТАЯ БЕСЕДА
- Мне незачем часто ходить в храм; я и дома могу молиться - Да молишься ли ты дома?
Прости меня, если я ошибаюсь, но подозреваю, что говоря так, ты ни в храме, ни дома не хочешь молиться! Дела даже не в том, чтобы рассуждать, одинаково ли хорошо ты молишься дома или в церкви; но нужно знать, повелел ли Господь тебе молиться в воскресные и праздничные дни преимущественно в храме, нежели дома? А это Он повелел непременно, как хочу доказать я тебе. Ты помнишь, что мы уже рассуждали о повиновении, которым ты обязан Церкви и пастырям ее, получившим власть свою от Христа. Церковь повелевает нам присутствовать при богослужении каждое воскресенье и каждый праздник. Знаешь ли, что шестой Вселенский Собор повиливает отлучать от общения с Церковью того, кто без крайней необходимости три воскресенья сряду не придет в храм Божий? Итак, нерадением к общественному богослужению преступает закон церковный, а следовательно, и закон Божий. Причина этого церковного закона очень важная: она заключается в самой необходимости общественного богослужения: Мы живем не отдельными личностями только, но как христиане мы должны жить и религиозным обществом. Это общество, как установленное Самим Богом, имеет необходимые обязанности в отношении к Нему.
Первейшая обязанность этого общества, или Церкви христианской, есть всенародное богослужение, которое состоит; в том, чтобы все верные, соединяясь в храмах Божиих в дни назначенные Им Самим или Его Апостолами и их преемникам, присутствовали при Бескровной жертве, приносимой в Литургию. Отлучать себя в эти торжественные часы от общества верных, значит некоторым образом отказываться от звания христианина члена Православной Церкви.
Чем более сознаешь ты величие и божественность Бескровной жертвы, приносимой за спасение грешных, тем более ты поймешь, сколь преступно такое небрежение. Литургия есть средоточие всей веры христианской, И может ли быть иначе? В Литургии Сам Иисус Христос присутствует, живой и прославленный, в Своем божественном человечестве. Иисус Христос - наш Бог, совершает и возобновляет в Литургии высочайшее действие Своей жизни - жертву Крестную! Человек, грехами отлучился от Бога и фимиам молитв его стал нечист и осквернен. Но Иисус Христос Сын Божий, вочеловечившийся, исправил это зло, пострадав, и вкусив смерть за всех. Он искупил нас. Он оживотворил нас Духом Святым. Когда мы благодатию соединены с Ним, когда Его Дух оживляет и освящает нашу душу, тогда мы имеем в себе семя жизни вечной. Если мы находимся в этом спасительном состоянии при смерти, то для нас отверзаются врата блаженной вечности! В Литургии Бескровная жертва есть то же, что жертва Крестная, продолжающаяся непрестанно в течение веков. Священнодействователь есть Сам Иисус Христос, видимый на Голгофе, невидимый и образуемый священником пред алтарем. Жертва есть Та же самая - Иисус Христос на Кресте, Бескровная неоткрытая в таинстве Евхаристии на жертвеннике.
Спаситель наш преблагий восхотел, чтобы все человеки имели счастие присутствовать пред высочайшим действием искупления Своего и чтобы каждый мог получать благословение, которое Он принес всем! В Литургии, во время возношения и освящения Святых Даров, Иисус Христос приносит Себя снова Богу Отцу за нас, благословляет Его и благодарит Его от нас, умоляет Его о прошении, которого мы недостойны по грехам нашим, испрашивает нам все дары и благодеяния, которые нам потребны.
То же самое чудо милосердия, которое совершилось на Тайной Вечери Таинственными словами Иисуса Христа, произносимыми ныне священником, возобновляется на алтарях наших: хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову и сохраняют только вид хлеба и вина, ибо наша немощь не могла бы снести видеть Божественное Тело и кровь Христову. Все, что в Литургии предшествует освящению Даров, есть приготовление к Божественному Таинству и изображение главнейших событий жизни Христовой. В проскомидии воспоминается Рождество Христово. В шествии с Евангелием - проповедь Спасителя. Во время Херувимской песни перенесение Святых Даров изображает Господа, грядущего на вольную страсть. После Символа веры совершается Тайная Вечеря.
Первое явление Святых Тайн знаменует Воскресение Христово, а последнее, явление - Вознесение Спасителя, обещавшего пребыть с нами всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Помысли же, друг мой, сколь преступно небрежение и равнодушие к Божественной службе! Приходи чаще со всеми верными к Спасителю, Который священнодействует в великом Таинстве нас ради. Он приходит с вечною любовию и благословением для тебя - и будешь ли ты, не чувствуя, сколь необходимей для спасения твоего, удаляться от Него и предпочтешь Ему пустые занятия суетного мира сего? Посвяти хотя бы дни воскресные; и праздничные на служение Богу, на испрошение благодати, которая возрастит тебя для жизни вечной!
ДВЕНАДЦАТАЯ БЕСЕДА
- Бог слишком милостив, чтобы осудить меня на вечную муку
- Да Бог и не осуждает тебя - ты сам себя осуждаешь! Бог есть источник всякого добра; Он уготовил для тебя Царство от создания мира (Мф. 25, 34), если ты хочешь быть добрым и благочестивым, Бог не есть виновник ни греха, ни зла. Ад есть плод греха и он уготован диаволу, начальному породителю всякого зла, и его последователям - таким же нераскаянным и ожесточенным, как он сам. Для чего же, скажешь ты Бог допустил быть греху? На это отвечаю, что Бог, даровав нам душу разумную, даровал и свободу нравственную, то есть способность избирать по своей воле добро и зло, по своей воле следовать или противиться гласу Отца Небесного, призывающего нас к себе, заслуживать вечное блаженство или отказываться от него. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15,17). Свобода есть величайшее преимущество и знак любви, которыми почтил Бог Свое творение. Если мы во зло употребляем Его дары, то вина наша, а не Его. Когда я даю тебе оружие для защиты твоей жизни, не есть ли это знак дружеского попечения с моей стороны? Но если вопреки моей воле, несмотря на предостережения и наставления, которые я дал тебе, ты обратишь это оружие пробив себя - буду ли я причиною твоих ран?
Не тебе ли одному по всей справедливости должно будет приписать всю вину? Так поступает с нами Бог - Он дает дам свободу делать добро или зло; но Он употребляет все средства, чтобы мы избрали добро: наставления, предостережения, милосердые призывы, страшные угрозы. Он осыпает нас милостями и готов подать нам помощь всесильной благодати Своей, лишь только мы ее пожелаем. Но Он не принуждает нас; Он уважает в нас Свои дары. Итак, отверженный губит себя сам - не Бог осуждает его на вечную муку, он сам осуждает себя. На жизненном пути есть две стези: одна - стезя добродетели, другая - стезя греха. Вторая бывает приятнее и соблазнительнее первой, но она ведет в ад, где сладости ее обратятся в горечь.
Первая же стезя ведет в рай, где труд .обратится неизреченным блаженством. Нет никакого сомнения в существовании ада, потому что в Евангелии Спаситель неоднократно упоминает об огне неугасающем и вечных муках. Неужели, те которые не верят вечным мукам, почитают себя милостивее и мудрее Господа? Да как же и не быть аду? Ведь нераскаянный и ожесточенный грешник несет с собою в тот мир свою злобу, свою гордость, свое нечестие. Он не любит Бога на земле, презирал Его волю, как же может он любить Его там, где все блаженство состоит в любви? Во все времена все народы даже самые язычники, верили, что есть рай и ад. Если кто говорит, что не верит, - тот старается заглушить совесть свою, потому что боится правосудия Божия! Немощный грешник, который раскаивается и верит своему Спасителю, не ужасается ада. Он часто прибегает к Божественным Таинствам для очищения души своей и смиренно вверяет свою участь Тому, Кто умер на Кресте за всех!
ТРИНАДЦАТАЯ БЕСЕДА
- К чему мне исповедь?
-Во-первых, исповедь должна быть полезна уже потому, что установил ее Сам Бог, Который ничего не делает без причины. Когда Господь по Воскресении явился ученикам, Он сказал им: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин 20, 22-23). Эти слова так ясны, что не требуют объяснения. Чтобы священник мог отпустить грехи, нужно, чтобы кающийся исповедал их В этом и заключается исповедь. Она не человеческое изобретение, но установлена Тем Кто создал человека и всю вселенную, основал Церковь в утверждение веры Своей на земле и учредил в ней все Таинства ко спасению нашему - Иисусом Христом Сыном Божиим, истинным Богом. Он, по великому Своему милосердию, дал нам исповедь для того, чтобы нам возвратить мир душевный. Когда мы испрашиваем прощения грехов своих, мы уповаем на прощение, но не уверены; что получим его. Исповедавшись с сокрушенным сердцем, мы слышим таинственные слова, произносимые священником: "Властию, данною мне, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа!" Тогда мы, произнеся "Аминь" и уже совершенно остаемся уверены, что Господь принял покаяние наше и простил нас, потому что веруем слову Его Божественному: Кому простите грехи, тому простятся. Вместе с разрешением наших грехов в Таинстве Покаяния нам всесовершенно вменяются заслуги Спасителя нашего. Иисус Христос , Сам дополняет совершенство и недостаточность исповеди и покаяния нашего Своею всесовершающею благодатию.
Господь наш, установив таинство Покаяния, удовлетворил врожденной потребности души нашей - каждый человек, сделав худо, чувствует необходимость облегчить душу сознанием проступка своего. Кто не испытал в минуту скорби желание излить сердце свое перед истинным другом? Таково свойства исповеди: грех есть зло, тяготеющее на душе; священник есть данный нам Церковью друг, которому мы можем поверять все беспокойства совести, который рассудит наши недоумения, утешит нашу печаль и не только облегчит, но снимет всю тяжесть с души нашей, возвратив ей радость мирной совести. От самого начала христианства все верные исповедовали грехи свои и даже исповедовались всенародно, не боясь стыда, человеческого. Но Святая Церковь, не требуя такой тяжкой жертвы, довольствуется тайною исповедью перед священником, с тем, чтобы она была искренняя и с намерением не впадать в прежние грехи. Попробуй исповедаться с верою и покаянием, и ты не скажешь тогда: "На что мне исповедь?"
Ты узнаешь на опыте, что она служит тому, чтобы делать нас добрыми, избавлять от пороков и помогать достичь высших добродетелей. Спроси о пользе исповеди у тех, кого она исторгла из пропасти отчаяния. Она предупреждает бесчисленное множество преступлений и несчастия. Она подъемлет грешника и возвращает его к Богу. И последний раз исповедь утешит умирающего, готового предстать перед нелицеприятным и праведным Судиею.
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ БЕСЕДА
- Но совесть меня ни в чем не упрекает.
- Да испытывал ли ты как должно свою совесть? Из двух одно: или ты необыкновенный человек, или не видишь ясно своей совести. Позволь сказать тебе откровенно: я уверен, что ты человек такой же, как и все, и что справедливо второе мое предположение. Тебя совесть ни в чем не упрекает? Испытаем ее вместе и постараемся добраться до истины. Подумай, в каких ты отношениях к Богу? Сознаешь ли ты, что обязан Ему чем-нибудь, Своему Творцу и Спасителю? Поклоняешься ли ты Ему всеми силами души твоей? Молишь ли Его ежедневно; с чувством сердечным, без холодности, и рассеяния мысли? Благодаришь ли Его за бесчисленные благодеяния? Покорен ли ты Его воли безусловно? Испрашиваешь ли у Него прощения грехов твоих, с раскаянием и умилением сердечным? Любишь ли Господа превыше всего и повинуешься ли заповедям Его? Тот, кто Должен быть первым предметом всего твоего существования, какую долю имеет Он в твоей жизни и твоих мыслях? Бедные, дикие язычники Чтут своих ложных богов; а ты, зная Бога истинного, не живешь ли так, как бы Его не было вовсе? Согласись, что в этих статьях найдется кое-что для твоей исповеди! А твои обязанности к ближнему лучше ли ты их исполняешь? Положи руку на сердце; не найдешь ли и здесь крайней бедности своей и забвения долга? Милосердие искреннее и деятельное, сострадание ко всякой скорби; снисхождение к проступкам и слабостям братий твоих; уважение к их доброму имени; прощение обид; любовь к врагам; смирение; добрый пример; обязанности гражданина, отца семейства, сына, друга, исполняешь ли ты все это? Вот и здесь, конечно, найдется достаточно предметов для исповеди!
Что же касается до обязанностей твоих по отношению к самому себе, тут будет еще больше. Ты имеешь душу бессмертную как же ты печешься о ней? Не живешь ли ты почти так, как бы не имел ее вовсе? Когда ты делаешь добро что побуждает тебя к тому? О действиях судят по намерениям; худое побуждение портит лучшие дела. Скажи, чувство ли долга бывает побуждением твоих действий? Желание ли исполнить волю Божию или своекорыстные побуждения, гордость, желание признания и похвал. Как ощущаешь ты себя по отношению к воздержание и чистоте душевной? Если бы другой человек говорил и поступал так, как ты не раз, может быть, говорил и поступал, что подумал бы ты о нем? Разве то, что тебе кажется отвратительным в других не таково же и в тебе? Можно было бы распространить это испытание совести; оно, поверь мне, не полное. Но и этого достаточно, чтобы убедить тебя, если ты сам хочешь убедиться, что и в тебе есть достаточно материалов для очень важной и долгой исповеди! Ступай же, друг мой, во врачебницу покаяния, и чем скорее, тем лучше; избери себе доброго духовника, который бы мог наставить тебя. Если и не найдешь такого, какого бы желал, не останавливайся за этим; Спаситель будет твоим наставником; ты исповедуешься Господу, а священник есть только свидетель, которому дана благодать разрешать твои грехи, каков бы он ни был лично. Иди с верою и покаянием, с упованием крепким на милосердие Божие.
Не бойся того, что не можешь припомнить всех своих грехов: лишь бы не была тому причиною холодность и нерадение. Говори, что помнишь, говори искренне и смиренно. Кайся истинно, с твердым намерением не впадать добровольно в грех. Господь простит тебе все и дополнит недостаток твоего признания Своею Благодатию. Он требует только доброй воли и смирения. Раскаяние есть сущность исповеди. Иди же, умоляю тебя; поверь, что только первый шаг труден. Ты узнаешь, какое чувство счастия и спокойствия доставит тебе разрешение грехов твоих. Истинное благополучие на земле - это мирное сердце, плод очищенной совести!
Источник: Церковь.ru
Назад к списку
Новости
- Новости митрополии 26.03.2016
- 29 Март 2016
Священники рассказали военнослужащим о семейной жизни
- Мартовский выпуск епархиальной газеты "Соборная весть" от 18 марта 2016 года
- 21 Март 2016
-
В рамках празднования«Дня православной книги» прошла встреча с учащимися городской общеобразовательной школы №253 поселка Дунай...........СТР. 3
-
В Находкинской детской воспитательной колонии ГУФСИН России по Приморскому краю прошло освящение помещений нового отряда........СТР. 3
-
При храме Живоначальной Троицы поселка Врангель создан Молодежный центр......СТР.4
-
- Все новости